Проектная деятельность

 

Проектная деятельность

  Главная Дополнительное образование Проектная деятельность


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить»

 

(Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.)

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:

  • общенаучную;
  • информационную;
  • познавательную;
  • коммуникативную;
  • ценностно-смысловую;
  • социальную;
  • стремления личностного самосовершенствования.

 ЧТО ЖЕ ТАКОЕ УЧЕНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ?

 

Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

 

 ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

 

  • В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

  • ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

  • ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

  • ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

  • ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора

  • ченик активен – учитель создает условия для проявления активности;

  • ученик субъект обучения – учитель партнер;

  • ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности. 

  • Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

  • По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

  • Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

  • Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

  • Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

  • Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

 

Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи



Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействоать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы



Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)



Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.



Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы.


 

В подготовке этой статьи использовались следующие источники:

 

 

 


 Материал приготовила Л.Н. Попович, учитель технологии 

Худякова И.Н., учитель информатики и ИКТ

Дата последнего обновления страницы 06.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»