Организация инклюзивного образования

 

организация инклюзивного образования

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

  • Приказ №1598 от 19.12.2014г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 №1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

  • Статья 42 ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". "Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации"

  • Постановление от 13 декабря 2013 г. N 543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в  Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

  • Закон ХМАО-Югры "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов на воспитание, обучение и образование, прав инвалидов на образование и о компенсацией затрат муниципальным дошкольным образовательным организациям, реализующим образовательную программу дошкольного образования за присмотр и уход за детьми-инвалидами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" 

  • Приказ департамента образования администрации города от 23.04.2013 №200 "Об определении базовых учреждений для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития"

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

 

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

 

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

 

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

 

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т.д.).

 

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

 

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

 

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

  • Каждый человек способен чувствовать и думать.

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

  • Все люди нуждаются друг в друге.

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

 

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

 

Использованы материалы: 

http://www.mou13school.narod.ru/inklyuziv_obr.html

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДЕ НИЖНЕВАРТОВСКЕ

 

Инклюзивное образование в Нижневартовске

Базовые образовательные организации для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития:

  • МБОУ ДСКВ № 17 "Ладушки", МБОУ "СОШ № 12", МБОУ "СОШ № 25": организация инклюзивного образования детей с ОВЗ с нарушением зрения.

  • МБОУ ДСКВ № 44 "Золотой ключик", МБОУ "СОШ № 29", МБОУ "СОШ № 42": организация инклюзивного образования детей с ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата.

  • МБОУ "СОШ № 1", МБОУ "СОШ № 8", МБОУ "СОШ № 14": организация обучения детей с ОВЗ с задержкой психического развития.

  • МБОУ "СОШ № 3", МБОУ "СОШ № 6", МБОУ "СОШ № 15": организация обучения детей с ОВЗ в классах компенсирующего обучения.

(На основании приказа департамента образования администрации города от 23.04.2013 №200 «Об определении базовых учреждений для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития»)

 

Для реализации инклюзивного образования открыты:

  • 90 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи;

  • 12 групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения;

  • 27 групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития;

  • 1 группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью;

  • 15 групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

  • 10 групп для детей с бронхолёгочной патологией и аллергическими реакциями;

  • 12 групп для детей с невротическими реакциями;

  • 12 групп для детей гастропатологией и эндокринными заболеваниями;

  • 3 класса компенсирующего обучения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15»;

  • 2 коррекционных класса VII вида для детей с задержкой психического развития на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» и 1 класс в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8»;

  • на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» продолжается реализация проекта «Школа дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья».

 

Образование и воспитание

 

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляется в соответствии с основными общеобразовательными программами и программами коррекционной направленности, разработанными дошкольными образовательными учреждениями, с учётом особенностей обучения и развития детей-инвалидов, посещающих данное учреждение. Образовательные области этих программ адаптированы к потребностям и интересам детей-инвалидов. В системе общего образования созданы необходимые условия не только для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, но и социальной адаптации и сохранения здоровья. Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, организуется обучение на дому. На базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» («Школа дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья») продолжает работу кабинет дистанционного обучения. Обучающиеся не только получают образование, но и участвуют во всех внеклассных мероприятиях, проводимых в общеобразовательных учреждениях.  Для создания максимально возможных условий для улучшения жизни детей-инвалидов и формирования в общественном сознании отношения к ним как к равным членам общества в городе проводятся мероприятия, направленные на выявление и развитие одаренности детей данной категории.

 

Ежегодно дети данной категории принимают участие в следующих конкурсах:

  • конкурс детских плакатов, рисунков, компьютерных презентаций «Народы нашего города»;

  • конкурс творческих работ обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города «Экологические зарисовки», посвящённый Году охраны окружающей среды;

  • конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.

В каникулярный период дети-инвалиды посещают лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений, в том числе в заочном отряде для детей с ограниченными возможностями здоровья (МБОУ «СОШ № 29»), который работает по индивидуальному плану. В программе лагеря используются интернет-ресурсы. Дети приглашаются и на массовые мероприятия.

Образовательные учреждения обеспечивают равный доступ ко всем видам услуг для обучающихся детей-инвалидов:

  • консультирование педагогами-психологами по различным вопросам: «Психологическая подготовка к сдаче экзаменов», «Щадящий режим Вашего ребенка», «Эмоциональное здоровье Вашего ребенка» и др.;

  • консультирование социальными педагогами по вопросам льгот и социальных гарантий;

  • консультирование с приглашением специалистов Центра «Кардея» по вопросам получения льгот лицами с ограниченными возможностями;

  • информация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) размещается на сайтах образовательных учреждений.

Таким образом, в системе образования города началось поэтапное внедрение инклюзивного образования.

 

Универсальная безбарьерная среда в образовательных организациях

В рамках осуществления оздоровительной деятельности в детских садах и школах функционируют:

  • кабинеты водолечения (жемчужные ванны, душ Шарко, циркулярный);

  • массажные кабинеты;

  • озокеритопарафинолечения;

  • «БОС-здоровье» (ортопедический, опорно-двигательный, логотерапевтический);

  • аквакомнаты;

  • бассейны;

  • физиотерапии;

  • залы ЛФК;

  • залы сухого бассейна.

В дошкольных образовательных учреждениях города для успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной общеобразовательной программы используются программные продукты: программа «СИРС» – система интенсивного развития способностей, офтальмологические программы на развитие ориентировки в пространстве, коррекционно-развивающие и логотерапевтические комплексы, программы обучения диафрагмальному дыханию «Волна», компьютерные программы интенсивного развития речи и т.д.

Для обеспечения положительной динамики состояния здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях имеется современное оборудование (медицинские аппараты «Амблиоптренер», «Макулостимулятор», деревянная панель – лабиринт «Рисуем ногами», комплект мультимедийного оборудования для логотерапевтического комплекса, электронный аппарат для мониторинга антропометрических данных «КМД-3 «Здоровый ребёнок», специальное оборудование для образовательного процесса детей с гастропатологией и эндокринными заболеваниями и др.).

 

В школах и детских садах для создания универсальной безбарьерной среды приобретены:

  • комплекты специальной ученической мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (стулья ортопедические, стулья и столы ученические, регулируемые для инвалидов-колясочников);

  • тактильные таблички с наименованием помещений здания;

  • знаки для оборудования зон инклюзивного образования.

 

Перспективы

 

Вопрос реализации инклюзивного образования в образовательных организациях рассматривался на рабочем совещании при заместителе главы администрации города по социальной и молодежной политике. Было принято решение о включении мероприятий в части создания доступной среды в муниципальные программы.

Подготовлен проект распоряжения, разработана дорожная карта по внедрению инклюзивного образования в образовательные организации города. Составлен план организации универсальной безбарьерной среды в 7 школах города до 2016 года.

Повысили свой профессиональный уровень по вопросам организации интегрированного инклюзивного обучения 22 специалиста школ города, обеспечивающих совместное обучение детей особой категории и детей, не имеющих нарушения развития.

Для создания доступной среды образовательными организациями приобретены комплекты специальной ученической мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, тактильные таблички с наименованием помещений здания, знаки для оборудования зон инклюзивного образования для детей с нарушением зрения. В рамках государственной программы «Доступная среда» осуществляется комплекс мероприятий по дооборудованию образовательных организаций.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МБОУ "СШ №10"

 

 

Для создания универсальной безбарьерной среды для детей  в образовательной  организации в настоящее время имеется:

 

интерактивная доска с проектором

1      

мультимедийный проектор

1

 интерактивное оборудование

1

телевизор

1

видеокамера

1

плеер

1

система для сканирования

1

компьютерное оборудование

1

музыкальные центры

1

планшет для рисования

1

 Hand-тест (Диагностика агрессивного поведения)

1

факторный личностный опросник Кеттелла (Диагностика личностных черт)

1

тест Тулуз-Пьерона (Диагностика и компенсация ММД)

1

плеер

1

комплекты наглядных средств обучения

1

 

В школе имеются:

  • тактильные таблички с надписями Брайля, с наименованием помещений здания;

  • знаки для оборудования зон инклюзивного образования для детей с нарушением зрения;

  • антискользящая  лента на первой и последней ступени лестничного марша;

  • система вызова помощи;

  • оборудование для подъема и перемещения (пандус перекатной, рампа передвижная);

  • пристенные поручни.

В рамках государственной программы «Доступная среда» осуществляется комплекс мероприятий по дооборудованию образовательных организаций г.Нижневартовске.

 

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ  МБОУ "СШ №10"

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Дата последнего обновления страницы 06.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»